Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя

 

Я.И. Мазаева, 2 курс,
Ульяновский социально-педагогический колледж №1
Н.р. Королева Т.С.

    Термин "burnout" (эмоциональное сгорание) был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году. Термин характеризовал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

    "Сгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом, испытывает разочарование, если не удается достичь ожидаемого результата, что сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости, эмоциональному истощению. Люди каких профессий подвержены больше всего "эмоциональному сгоранию"? Это профессии, относящиеся к области искусств и просвещения, на основании "преобладающего присутствия творческого начала".

    Как видно из исследований специалистов, самой уязвимой в этом отношении является профессия педагога, так как она по своей природе эмоциогенна. Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения со своими подопечными. К этому добавляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется большим количеством внеурочной работы; постоянной активной работой сознания, "высоким участием волевого стимула".

    С. Маслач в 1982 году выделила три основные признака синдрома "эмоционального сгорания":

    1. Индивидуальный предел возможностей эмоционального "Я" противостоять истощению, "сгоранию", самосохраняясь;
    2. Внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
    3. Негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и или их негативные последствия.

    Выделяют три фактора, играющие существенную роль в "эмоциональном сгорании": личностный, ролевой, организационный. Исследуя личностный фактор, специалисты пришли к выводу, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Исследования А. Пайнс (1982год) показали, что: если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Х.Дж. Фрейденбергер считает, что "сгорающие" люди - это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты, неустойчивые, интровертированные. Е. Махер (1983 г.) - "авторитарные", с "низким уровнем эмпатии".

    Изучая ролевой фактор, К. Кондо считает, что "сгорание" наступает в тех ситуациях, в которых совместные действия в большей мере несогласованны, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, а продукт труда зависит от слаженности действий.

    Организационный фактор. Здесь "сгорание" связано с многочасовой, отнимающей много эмоциональных и физических сил, но не оцениваемой работой.

    В нашем исследовании изучались 18 преподавателей в возрасте от 22 до 55 лет. Проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа работы, образовательного уровня. Было выявлено, что "сгоранию" подвержены в большей степени женщины, со стажем работы более 15 лет, незамужние или состоящие в разводе, имеющие высшее педагогическое образование.

    Нами исследовалась связь мотивации и "сгорания". Учитывались разные мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства и т.д. Все эти показатели связаны с "синдромом сгорания". В связи с развитием "сгорания" наиболее важно в человеке то, что является стрессом, и то, как разрешаются стрессовые ситуации. 80% преподавателей, подверженных синдрому "сгорания" испытывают постоянный стресс, что вызывает у них подавленность и уныние из-за неосуществления того, чего хотелось достичь.

    Нами была предложена "Антистрессовая программа для учителей", реализация которой дала позитивные результаты.

    Мы считаем, что синдром "эмоционального сгорания" является показателем профессиональной дезадаптации учителя, и поэтому учителю необходима профессиональная помощь. Поведенческая терапия, участие в работе тренинговых групп помогают решить проблему.