Профессиографический метод как способ вхождения в педагогическую деятельность

 

Непокрытых Н.И., 4 курс,
Тулунский педагогический колледж
Н.р. Большешапова В.Н.,

    В обыденном значении у слова "деятельность" есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека - быть активным.

    Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, училищ и т.д.). Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог. При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, - приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждения человека в человеке. Студенту - выпускнику педагогического колледжа предстоит заниматься профессиональной педагогической деятельностью и он должен иметь четкое представление о компетенциях современного учителя.

    Профессиональная компетентность учителя - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического знания. Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

    Психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания - важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя, так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизирована до навыков), основанных на теоретических навыках и направленных на решение педагогических задач. Педагогическая же задача есть часть педагогической действительности, и вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи цикл ее решения сводится к триаде - "мыслить - действовать - мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими умениями.

    Исследователи, изучающие особенности труда учителя, особенности педагогической деятельности подходят с разных позиций к определению квалификационных и личностных качеств учителя как специалиста. Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

    Исходя из функционального принципа в 1971 г. А.И. Щербатов и Н.А. Рыков выделили восемь функций учителя в школе:

    · информационная (учитель транслирует ту или иную информацию);
    · развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т. д.);
    · ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);
    · мобилизационная (мобилизирует на выполнение упражнений, заданий, дел);
    · конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разно уровневые задания, самостоятельные работы, обучение и т. д.);
    · коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами и пр.);
    · организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует урок, внеклассные дела, которые проводит);
    · исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т. д.).

    Психолог В. А. Крутецкий предлагает свою структуру профессионально-значимых качеств личности.

    1. Мировоззрение личности;
    2. Положительное отношение к педагогической деятельности;
    3. Педагогические способности;
    4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки,

    Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести: ориентационные, академические, перцептивные, мобилизационные, организационные, коммуникативные, гностические, дидактические, конструктивные, прикладные, умения педагогического мышления, умения педагогической техники, речевые, исследовательские умения.

    Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно составить профессионаграмму. Профессиограмма - это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя. Профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, и его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Составленная нами профессиограмма выпускника педагогического колледжа включает пять блоков.

    I. Психолого-педагогические умения
    1. Читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.
    2. Самостоятельно анализировать педагогические явления.
    3. Анализировать передовой педагогический опыт.
    4. Проводить самоанализ
    5. Проявлять эмпатию к учащимся
    6. Организовать себя, управлять своим состоянием

    II. Профессионально-личностные качества
    1. Потребность в самопознании
    2. Самостоятельность
    3. Трудолюбие и прилежание
    4. Самокритичность
    5. Дисциплинированность
    6. Культура поведения и общения

    III. Частно-методические умения
    1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности
    2. Стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы
    3. Анализировать уроки и внеклассные мероприятия
    4. Оценивать действия школьников и свою работу
    5. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям
    6. Мобилизовать учащихся на познавательную деятельность

    IV. Коммуникативно-организаторские умения
    1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами
    2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников
    3. Регулировать внутриколлективные отношения школьников
    4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать свое поведение
    5. Уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу

    V. Исследовательские умения
    1. Выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования
    2. Подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива
    3. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности
    4. Организовать эксперимент
    5. Обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований

    Профессиограмма используется студентами выпускных групп в качестве схемы для самонаблюдения и самоанализа в период преддипломной практики. Представленная в форме опросного листа профессиограмма использовалась как форма анкетирования при организации констатирующего эксперимента в рамках курсовой работы. Целью эксперимента была диагностика готовности к профессиональной деятельности.

    Исходя из этого понимания смысла понятия "профессиограмма", можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента - будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.