К вопросу о роли и месте правового образования в системе подготовки специалистов

К вопросу о роли и месте правового образования в системе подготовки специалистов

О.А. Мурашева

    В последнее десятилетие коренным образом изменились роль и значение правовых знаний в российском обществе и в сознании людей. Это объясняется рядом известных факторов. Россия провозглашена правовым государством, в рамках осуществляемой правовой реформы происходит демократическое обновление законодательства на принципах верховенства права и закона. Права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе, усиливается роль суда, как независимого гаранта соблюдения прав человека. Укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в обществе. Право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого. Социологические опросы свидетельствуют об устойчивом интересе студентов к правовым знаниям, который основан на понимании их непосредственной значимости, применимости, полезности в реальной жизни.

    Однако по мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики становится все более явным разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения. В первую очередь, конечно, это относится к взрослым, выросшим в условиях преобладания политической целесообразности над правом. Но вместе с тем, это относится и к поколению юных. По данным все тех же социологических исследований, доля подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, в среднем она составляет не более 15 - 20 % соответствующей возрастной группы. Весьма низка правовая подготовка молодежи в вопросах прав человека, гражданского права, избирательного права. Значительная часть учащихся и студентов относится к праву только как к средству решения личных и общественных проблем экстремального характера, тогда как правовая культура подразумевает положительное отношение к праву как инструменту регулирования постоянно складывающихся, регулярных отношений - имущественных, трудовых, семейных и других.

    Это тревожный фактор ставит проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики. Это требует серьезной и систематической работы по правовому образованию и воспитанию молодого поколения. Переход к правовому государству невозможен без одновременного формирования у населения соответствующих правовых знаний и правосознания, которые в свою очередь зависят от правового образования, осуществляющегося в нашей стране.

    На наш взгляд, в рамках изучения правовых дисциплин в средних специальных учебных заведениях необходимо пробудить у студентов практический интерес к праву как основе существования современного общества. Преподаватель курса "Основы права" должен привить обучающимся навыки правового анализа и правового мышления в различных ситуациях, обсудить со студентами с точки зрения правовых норм основные социально-экономические институты современного общества.

    Решение поставленных задач представляется для нас возможным с помощью таких образовательных технологий, как семинарские занятия, самостоятельное изучение вопросов права, анализ вопросов права в связи с деятельностью объектов юридической инфраструктуры современного общества. Правовая культура - это не только правовые знания, правосознание. Это еще и навыки по их применению, основанные на глубоком практическом юридическом знании действующих социальных институтов (пусть и ограниченного их числа).

    Кроме того, на наш взгляд, современная модель правового образования невозможна без соответствующего воспитательного контекста. Являясь одним из основных институтов социализации личности, образовательные учреждения (в том числе и средние специальные) играют особую роль и в процессе правовой социализации, т.е. именно эти учреждения должны целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно значимые задачи, опираясь на приоритет права.