Общение в педагогическом процессе

Общение в педагогическом процессе

А.Иванова,4 курс,
Славгородский педагогический колледж
Н.р. Немцова Н.Н., заслуженный учитель РСФСР

    Педагогический процесс - это взаимодействие между педагогом и учащимися. А значит, от того, каков характер общения, может зависеть и результат педагогической работы. Почти все, кто трудится в современной школе, отмечают: "С детьми стало сложнее работать". Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка нет, просто они стали другими, а вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающей педагогической действительности. Современная эпоха ИНТ в значительной мере усложнила роль педагога в школе. Сегодня 80% информации ребенок получает вне стен школ. Это и семья, и круг друзей, и СМИ, и видео, и тем более, компьютер. Всемирная компьютерная сеть INTERNET дает огромный поток информации, из которой нужно уметь извлекать полезную и нужную.

    Сегодня учитель является не столько источником информации, сколько другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний детьми. Поэтому принцип ведомости, столь естественный ранее, в новых условиях все чаще сочетается с принципом сотрудничества между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношениях с детьми.

    Для определения роли общения в педагогическом процессе нами было проведено исследование. Предметом нашего исследования является стиль педагогического общения. Изучив научно-методическую литературу, мы выделили следующую проблему: влияет ли выбор стиля общения на эффективность педагогического процесса? И высказали гипотезу: если выбрать демократический стиль общения, то это повлияет на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Что же такое педагогическое общение? Это, прежде всего, социально-психологическое взаимодействие учителя и учащихся с целью:

    · организации взаимоотношений;
    · организация воспитательного воздействия;
    · обмена информацией с помощью коммуникативных средств.

    Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Слово учителя - это ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу". Главное в педагогическом общении - это создание на уроке и вне его благоприятного психологического микроклимата, дружественных, доверительных отношений между детьми и педагогом. Нередко один и тот же метод воздействия, применяемый разными педагогами, дает различные результаты. И даже не потому, что чужд самой личности педагога.

    Важнейшей задачей начинающего учителя является поиск индивидуального стиля общения, который должен быть свойствен этому учителю, быть его личной характеристикой. Под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально- психологического взаимодействия педагога с обучающимися. Существуют три основных направления стилей общения: демократический, либеральный, авторитарный. Чтобы сделать верный выбор, нужно знать специфику каждого направления. Цель работы педагога-демократа - воспитание образованной, свободной, творческой личности, трудящейся для своего блага и на благо других людей. Самыми плодотворными стилями этого направления является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, а также стиль общения, основанный на дружественности. Эти стили общения отличали деятельность В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко. Несомненно, дружественность никоим образом не должна переходить в панибратство и заигрывание с детьми. Это характерные черты попустительского либерализма. Граница между педагогом и детьми должна быть обязательно, но возводиться она должна на основе уважения к знаниям, опыту, культуре педагога.

    К авторитарным стилям общения относятся общение-дистанция и общение-устрашение. К ним прибегают чаще всего молодые учителя, не умеющие организовывать общение на основе совместного творческого поиска. Этот подход основан на беспрекословном повиновении взрослому, на непризнании ребенка как личности, имеющей собственное мнение и мировоззрение. В соответствие со стилями общения существуют два полярных отношения к дисциплине. У авторитаров дисциплина - это главным образом послушание и беспрекословное повиновение воле старших. У демократов дисциплина наряду с четкой исполнительностью включает в себя еще и высокую организованность личности, направленную на достижение значимых для нее и коллектива целей. Мысль "так нужно поступать, потому что это нужно всем, это важно для всех и для меня в том числе" должна быть осознана каждым ребенком. Налицо видно, какая дисциплина принесет лучшие результаты. Требовательность - непременное условие авторитарного демократического воспитания при том условии, что эти требования справедливы, гуманны, если они, в конечном счете, будут служить на благо личности.

    Педагогическое общение - это особый вид творчества. Ведь каждый самый обычный урок - это цепь микроскопических педагогических ситуаций:

    - драка в классе;
    - невыполненное домашнее задание;
    - опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и др.

    И каждая ситуация требует мгновенного обдумывания, быстрого и точного решения проблемы. Именно данной, конкретной проблемы. Поэтому и решения будут приниматься в разных случаях - разные. В этом и заключен творческий подход к общению. В чем он проявляется?

    1) В умении передавать информацию, точно ориентируя ее на собеседника, используя при этом все средства эмоционального воздействия: яркую выразительную речь, жесты, мимику, юмор;
    2) в умении понять ситуацию и быстро принять нужное решение;
    3) в умении организовать взаимоотношения с детьми;
    4) в умении через общение воспитывать детей;
    5) в умении регулировать собственные психические состояния, быть жизнерадостным и оптимистичным;
    6) в поиске новых путей работы.

    В процессе исследования по определению наиболее оптимального стиля общения в работе учителя Е.И. Миненко школы № 13 г.Славгорода были получены следующие результаты: преобладание демократических черт в работе педагога, индивидуализированного подхода к учащимся повлияло на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Хотя нужно изживать проявления либеральности и авторитаризма. В классе теплые, дружеские отношения. Учитель передает свои положительные эмоции в класс, прекрасный творческий и эмоциональный контакт с детьми. Класс проявляет большую самостоятельность в работе на уроке. Елена Ивановна стимулирует творческую фантазию детей, использует нетрадиционные формы проведения уроков. На уроке атмосфера творческого поиска. Елена Ивановна избрала демократический стиль общения с детьми, это повлияло на оптимизацию учебно-познавательного процесса. При обучении в Славгородском педколледже у студентов формируются ценные личностные и профессиональные качества, которые ярко проявляются при прохождении различных видов практики: поурочной, воспитательной; летней воспитательной; преддипломной.

    В коммуникативном отношении формируется умение организовывать детей на работу, создать положительный эмоциональный настрой, наладить "обратную связь" с учащимися. Важные умения: четко планировать работу на уроке, соблюдать оптимальную дозировку времени, организовывать совместный проблемный поиск решения на поставленные задачи урока, - все это помогает добиваться полного и эффективного усвоения учебного материала всеми детьми. Так как учитель - это не предметодатель, а интересный, разносторонне развитый человек, то в колледже создаются все условия для развития творческих способностей каждого студента. Артистизм, богатая, выразительная, грамотная речь, ориентированная на маленьких слушателей, музыкальные и изобразительные способности, даже немного стихосложение - это результат обучения студентов. Всегда приветствуются творческие и оригинальные подходы к выбору форм, методов и приемов обучения и воспитания. Имеется в колледже богатая педагогическая копилка нестандартных, оригинальных и очень продуктивных разработок уроков и внеклассных занятий. Естественно, каждый студент внутренне преображается, получает уверенность в своих силах как педагог, ощущает себя учителем, дающим детям знания, а не старшеклассником, отвечающим урок. Более внимательное отношение проявляет студент к своей внешности, поступкам, действиям. В отношениях с детьми очень помогают тактичность, чуткость, терпение, умение одерживать свои эмоции, которые опять же были воспитаны в стенах педколледжа под воздействием личного примера преподавателей, учителей школ и работ замечательных педагогов-просветителей, изучаемых студентами.